Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У каждой страны своя история, которая создавалась веками и тысячелетиями. Наша история создается людьми. Традиции, культурные и исторические события передаются из поколения в поколение. Вся история характеризуется повторением разных периодов истории. Когда человек изучает прошлое своей страны, он сталкивается со многими ошибками, сделанными его предками. Из прошлых событий можно извлечь много уроков, которые помогут будущему поколению не повторять негативный опыт, а извлечь из него уроки.
С переходом к информационному обществу современная молодежь живет сегодняшней информацией, забывая и считая прошлую историю своей страны неуместной. Воспоминания о прошлом подавляются и искажаются.
Процессы современной эпохи разрушают все традиции и ценности, выработанные поколениями на протяжении многих веков. Переходя к сохранению национальной идентичности, мы вынуждены говорить о необходимости сохранения преемственности и связи с прошлым. Поскольку это включает язык, традиции, в том числе религиозные. Опасность состоит в том, что народы теряют свою идентичность, все, что отличало одни культуры от других, уходит в прошлое. Глобалистические тенденции корректируют восприятие исторических традиций и событий. В этой работе мы попытаемся выявить характеристики социальной памяти, рассмотреть ее структуру и предложить способы ее сохранения. Это то, что делает для нас значимую тему социальной памяти молодежи.
Интерес к изучению социальной памяти обусловлен рядом дополнительных обстоятельств. Социальная память - важный элемент культуры. Он выступает в роли переводчика ценностных и смысловых характеристик культуры от одного поколения к другому.
Актуальность данной темы заключается в важности изучения такого состояния общества, когда часть социального наследия сохраняется в социальной памяти, а часть подлежит забвению. Исследования социальной памяти молодежи особенно значимы, поскольку в нынешнем кризисном состоянии общества происходит разрыв светских связей, забвение традиционных ценностей, разделение корней. Кризис современной культуры так или иначе заставляет нас обратиться к социально-историческому опыту, транслятором которого является социальная память.
Научная проблема заключается в том, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные социальной памяти, очень мало внимания уделяется проблемам ее структуры и изучению структуры и характеристик информационного общества. Этот аспект темы социальной памяти определил объем и содержание данной работы.
Объект исследования - социальная память информационного общества.
Тема исследования: структура и особенности социальной памяти молодежи в информационном обществе.
Объект исследования: выявить структуру и особенности социальной памяти молодежи в информационном обществе.
Исследовать цели:
Раскройте понятие социальной памяти, ее роль и значение в современном информационном обществе.
Выявить структуру и особенности социальной памяти молодежи в информационном обществе.
Охарактеризуйте социологические методы исследования социальной памяти молодежи.
1. Социальна память информационного общества
Изучение этого комплекса информационных связей, охватывающего понятие социальной памяти, ставит ряд задач: выделение определенной сферы реальности (в нашем случае социальной); формулировка теоретических положений, объясняющих законы, регулирующие функционирование этого социального образования; определить структуру этого комплекса информационных ссылок; анализ взаимодействия с другими сторонами общества; изучение развития исторических форм изучаемой системы .
Естественно, разные задачи определили разные подходы к проблеме. Во-первых, это желание открыть и объяснить эмпирические проявления социальной памяти. Ребрин дает такое определение: «Социальная память - это процесс фиксации в универсально значимой форме, систематизации и хранения (за пределами отдельных человеческих голов) теоретически обобщенного коллективного опыта человечества, полученного обществом с помощью специальных институтов» или, что означает, с помощью институтов, устройств и специальных средств для развития науки, философии, искусства, знания и образных представлений о мире. Информация, хранящаяся в книгах и других средствах социальной памяти, тем или иным образом выдается для того, чтобы «переписать» ее в памяти отдельных людей и, следовательно, для использования людьми в своей различной деятельности. Эта память - неотъемлемый элемент духовной жизни общества, его общественного сознания » .
Давайте посмотрим на особенности понимания и определения социальной памяти, описанные выше, которые важны для дальнейшего изложения. Он подчеркивает функции, средства и содержание социальной памяти. Функция заключается в упорядочивании, систематизации, хранении и выпуске информации. Несомненно, литературные и художественные произведения, памятники духовной культуры, в которых общественное сознание «материализовано», объективно и передается из поколения в поколение, являются средством «закрепления, хранения, передачи, распространения определенных знаний». Все это составляет «аппарат отражения» общественного сознания. Содержание социальной памяти - «теоретически обобщенный коллективный опыт человечества», результаты деятельности в области науки, философии, искусства - «знания и образные представления о мире» .
Реальное содержание социальной памяти включает в себя не только указанные компоненты (составляющие ее теоретическое ядро), но и информацию, которая фиксируется в объектах материальной культуры, в сложившихся социальных отношениях, в практических нормах поведения, навыках работа и другие, воспроизводимые с помощью традиционных социальных структур и связей.
Эта непосредственно неуловимая информация оказывает на человека влияние, степень которого трудно измерить, но влияние которой на мировоззрение человека неоспоримо. «Неявная» информация связана с носителями «явной» информации: миром культуры в целом и, в частности, со знаковыми системами. Одни и те же изображения (картины, скульптуры, тексты) по-разному «читаются» в разные исторические периоды. Количество информации, получаемой при восприятии текста или изображения, также зависит от уровня усвоения культуры. Следовательно, информация, «недоступная» для одного человека, доступна для другого.
В связи с изложенным очевидна необходимость всестороннего анализа функций и структуры социальной памяти, средств и методов (методов) хранения и обработки информации. Выяснение исторических форм существования средств и способов их хранения и обработки - одна из важнейших задач исследования социальной памяти .
Многие работы Я.К. они посвящены проблемам социальной памяти. Ребане одним из первых в нашей стране начал исследования в этой области. Он ставит задачу «показать, что информационные механизмы, функционирующие в человеческом обществе, образуют своего рода« социальную память », хранилище прошлого опыта, который является основой для формирования индивидуального сознания и последующего развития познания». Самая важная отправная точка - это утверждение о невозможности существования знания «в чистом виде». Знания «должны быть объективированы». Социальная память, согласно Я.K. Ребане, «является своеобразным хранилищем результатов практической и познавательной деятельности, которые в информативном смысле являются основой формирования совести каждого человека, а также основой функционирования и развития личности. и социальное познание. Социальная память охватывает гораздо более широкую сферу, чем область знаний, навыков и умений, передаваемых из поколения в поколение.
Содержание социальной памяти, по мнению Я.К. Ребане, это :
«1) Накопленные знания.
2) Логическая структура мышления, понимаемая в широком смысле (включая мыслительные операции, категориальную структуру, математический аппарат и т.д.).
3) Формы общественного сознания.
4) Социальные ценности ». Здесь существенна связь между социальной памятью и «логической структурой мысли». Его наиболее важным компонентом является «категориальная структура» или «категориальная структура мышления», которая «не может быть отождествлена ни с грамматической структурой, ни с семантикой языка, но как бы стоит за языком как концептуальный инвариант».
В то же время Я.К. Ребане рассматривает социальную память как определенный социальный институт, в котором реализуется информационная поддержка общества. Он исследует социальную память не только на уровне содержания и функций, но также фиксирует ее структуру и методы обработки информации, подчеркивая важность идеи «категориальной структуры мышления» для понимания этих аспектов социальной памяти. Это открывает возможность выдвигать гипотезы о структурах социальной памяти на разных этапах исторического развития по сравнению с фактами истории науки и культуры в целом. Именно изучение изменений, развития и переходов от одной исторической формы социальной памяти к другой позволяет выявить ее специфические характеристики, выявить источники развития и конкретизировать ее роль в жизни общества .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Социальная память. История изучения в отечественной и иностранной социологии. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Социальна память молодежи. Особенности формирования и развития. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Социальная память. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Социальна память молодежи. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российские исследования социальной памяти. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Социальная память. Особенности и принципы . – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Миклина Л.И. Социальная память современной российской молодежи // Власть. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-pamyat-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 21.04.2021).
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Социологические исследования формирования социальной памяти. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы исследования социальной памяти. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
10. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по изучению социальной памяти. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
11. Суздальцев Н.В. Историческая память как регулятор социального поведения / Н.В. Суздальцев, А.Ф. Пантелеев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 358-361. – URL: https://moluch.ru/archive/315/71890/ (дата обращения: 21.04.2021).
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика изучения социальной памяти. Справочник социолога. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика изучения социальной памяти молодежи. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
14. Хальбвакс М. 2005. Коллективная и историческая память. — Неприкосновенный запас. № 2-3. С. 8-27.